Путешествие в осознанность

Випассана в Индии. День второй, экспансивный

  Жизнь в ИндииВипассана

Кризис второго дня у меня не проявился никак. Весь негатив пришелся на первый день, и на второй уже не осталось. Он стал днем экспансии.

Утром сосед по комнате внезапно начинает температурить. Его переводят в отдельную комнату, а на следующий день отправляют в Ченнай.

Я так и не узнал, как его звали. Будем называть его Вэри Сик. Больше он никак не представился. Это вообще было единственное, что я от него слышал.

Когда я вхожу в комнату после завтрака, он тянет в мою сторону руку и с трудом говорит:

"Call somebody please! Because I'm very sick. :(("

До того момента мы, как и положено правилами, в коммуникации не вступали. Что ж, приятно познакомиться, мистер Сик.

Иду искать помощника учителя.

Мне жаль беднягу Вэри. Он совершенно не виноват, что его разместили с Иванессом. Который патологически любит жить один. И у которого, к тому же, самовоплощающиеся желания.

В обычной жизни мне чаще всего удается отловить и пресечь подобные мысли до того, как кто-нибудь, намеренно или нечаянно мешающий мне жить, волею гипертрофированно внимательных к моим потребностям судеб отправится вслед за стариной Вэри Сиком. Я совсем не хочу, чтобы мои мысли материлизовывались столь неэкологичными способами.

Но здесь я чувствовал себя так неуютно и растерянно, что о дисциплине мышления, конечно, совсем забыл. И вот она - расплата.

Эх. Ладно, бывало и хуже.

Зато теперь я в комнате один. Как и хотел. Все остальные живут попарно. И подселять ко мне, разумеется, некого, поскольку курс уже начался.

Видимо, менее травматичного способа освободить мне комнату у коллективного бессознательного не нашлось. На сознательном уровне, признаться, мне его тоже не придумать.

Это моя комната. Вид из удобств. Справа спал бедняга Вэри Сик.

Моя комната. Вид из удобств. Випассана в Индии, Медитационный Центр Dhamma Setu в Ченнае

Все оставшееся время я расплачиваюсь беспокойством о том, что мог воздушно-капельным путем подцепить от Вэри какой-нибудь вирус (или что у него там), и рискую тоже заболеть где-нибудь в середине курса. И тогда придется - о ужас - проходить это все потом с самого начала!

Да и вообще, многие студенты что-то покашливают и сморкаются. Эта мысль не дает мне покоя, заставляя маниакально перемывать в столовой кружки и ложки. На мироздание надейся, а сам не плошай.

Зато быстро обнаруживается, что если напротив каждого человека с котлом задержаться подольше, то он продолжает, как робот, накладывать тебе еду, пока ты не отойдешь, уступив место следующему. Ура. Кажется, проблема голода решена.

Днем в зале ко мне подходит один из помощников учителя и шепчет:

"Извините, мы нашли русский перевод. Можете послушать?.."

Теперь три раза в день, в специальном кабинете с наушниками я слушаю русскую озвучку инструкций и дискурсов Гоенки. В компании таких же ребят и девушек, слушающих озвучку на своих родных языках. Не знаю, началось ли всё это благодаря мне, или они просили перевод с самого начала, но появление в Медитационном Центре Dhamma Setu в Ченнае русской озвучки - точно моя заслуга.

К вечеру я окончательно понимаю, что сидеть, скрестив ноги, не могу. Так я всю Анапану, вместо того, чтобы наблюдать за дыханием, проведу в попытке сесть так, чтобы не было больно.

К тому же, стул - это шанс избавится от несносного соседа слева. Все стулья стоят в конце зала.

Тезисно прикидываю свою будущую речь в простых коротких фразах, чтобы удавалось без запинки озвучивать их на английском, не теряя ораторской убедительности. Вечером сажусь к учителю, точнее - под него, и без предисловий начинаю:

"Я хочу стул. Дайте мне две минуты, и я изложу свои соображения. Индусы с детства сидят на полу. Это традиция. И когда они садятся медитировать - то тоже садятся на пол. Как обычно. Европейцы и русские не привыкли сидеть на полу. Мы с детства сидим только на стульях. Для нас сидеть на полу - не как обычно. Гоенка все время говорит, что Дхамма не зависит от религий, национальностей и стран. Не зависит от традиций. Мне сидеть на полу больно. Особенно - правой ноге. Мои мышцы не приспособлены для этого. Конечно, я могу пойти на йогу или ци-гун, и через год занятий по два раза в неделю смогу нормально сидеть на полу. Но я приехал сюда не за этим. Не за йогой. Не чтобы бесконечно заниматься попытками сесть на пол без боли. Я приехал сюда медитировать. Я хочу практиковать, а не думать постоянно о том, как бы сесть так, чтобы не было больно. Я пробовал у себя в комнате - сидя на кровати мне удается удерживать внимание целых десять минут, а тут - от силы минуту. И я не думаю, что так проявляются какие-то мои старые санкары. Это просто означает, что вы так можете, а я - нет. Только это. Некоторые люди что-то могут, некоторые - нет. Если я могу вот так (я поднимаю руку и загибаю мизинец независимо от остальных пальцев), а Вы - нет, то это не значит, что у Вас там проявляется санкара. Это просто значит, что я могу, а Вы - не можете. Ничего более".

Вначале учитель что-то пытается возразить, но уже к середине речи сдается.

"Хорошо, если для Вас так лучше. :) Дайте ему стул", - говорит он входящему помощнику.

"Он же будет завтра, стул? Я могу идти спать?" - уточняю я у того.

"Да-да, конечно, утром все будет", отвечает он, пораженный тем, что мне удалось в такой сжатый срок убедить в чем-то самого учителя.

Попытки получить себе максимум благ и выбить возможные бонусы очень помогают адаптироваться в трудных условиях. Во-первых, у вас будут блага. Но они в данном случае - не самое главное. Главное, что таким образом вы как бы включаетесь в происходящее, перестаете обособляться от него и принимаете. И оно уже становится для вас чуточку своим. А значит, и переносить его куда легче.

Если Ква на Випассане повела себя по-женски - как бунтарь, начав планомерно нарушать правила - то я на дискомфорт среагировал как добытчик. :) Пещерные инстинкты не спрячешь.

Второй день - а у меня уже есть отдельная комната, русская озвучка матчасти и свой стул в зале. По-моему, неплохо.

Иду к себе удовлетворенным.

За ночь у меня даже получается пару часов вздремнуть.

Комментирование предоставлено форумом "FAQ по реальности"