Путешествие в осознанность

Випассана: отзывы и выводы

  Жизнь в ИндииВипассана

Итак, я честно отсидел Випассану. Прямо в Индии - стране ее возникновения. В самом первозданном виде.

Что я могу о ней сказать?

Во-первых, Випассана оказалась именно тем недостающим звеном, которое наконец связало две основные тематики моего блога - путешествия и психологию - в единое целое.

За это ей отдельное спасибо. Удачно я на нее зашел. :)

Во-вторых, с полной ответственностью заявляю, что Випассана делает ровно то же самое, что и не столь популярные и древние методы депрограммирования подсознания, которые я изучаю и практикую уже семь лет.

Причем, делает способом довольно интересным и необычным. Хотя и не единственно возможным.

Способ этот не медленнее, но и не быстрее прочих.

Два часа в день, которые рекомендуется в дальнейшем практиковать - вполне нормальный объем времени для первоначальной работы по большинству из существующих эффективных методик. Если, конечно, вы хотите ощущать от них заметный результат и действительно продвигаться.

В любом случае, как и другие методы депрограммирования подсознания, Випассана значительно эффективнее и глубже разного рода психотерапии.

Особенность Випассаны в том, что не надо формулировать никаких конкретных проблем. Просто практикуй - и через какое-то время что-то проработается. Неизвестно, что конкретно, и в каком порядке.

Гоенка так и говорит: если мы перестаем создавать новые санкары, старые начинают выходить на поверхность и растворяться.

А вот какие именно - мы предугадать не можем.

С одной стороны это - плюс. Меньше поводов подменить нормальную работу игрой ума. Здесь не возникает сомнений, что любые "инсайты" - это просто побочный эффект и попытки ума отвлечься.

С другой стороны, полное отсутствие целенаправленности можно счесть и минусом. Ибо именно она обычно помогает начинающим за что-то зацепиться и начать работать.

Нам куда привычнее решать конкретные проблемы. А не абстрактно улучшать качество жизни в целом. Последнее звучит для человека слишком расплывчато. Знаете, сколько раз читатели цикла про Випассану спрашивали меня - а зачем вообще этим заниматься?..

Ум западного человека не приемлет действия без конкретной цели, значимой в его текущей парадигме. Пусть даже - цели иллюзорной.

Без простой и на бытовом уровне понятной "пользы" любое занятие кажется бессмысленной ерундой.

При этом большинство имеет весьма смутное представление о том, что такое медитации, и для чего они нужны. Из них, дай бог, одна десятая честно признается в этом неведении себе и окружающим. Остальные этого непонимания даже не осознают. Для них медитация - это что-то загадочное, духовное, мистическое, важное, но их не касающееся.

Ибо медитации, в отличие от прочих методов работы с подсознанием, распиарены на весь мир и наделены в массовом сознании неким сакральным значением. Не уважать их не принято. А разобраться, что же это такое - сложно. Мешает именно эта наносная сакральность.

На деле, в других методиках, даже тех, которые можно направить на решение конкретных проблем, тоже нельзя быть однозначно уверенным, что именно произойдет в голове и окруающей действительности в результате той или иной работы. Мы ведь не знаем, что и как у нас там взаимосвязано. Нам может, разве что, так казаться.

Поэтому даже в очень направленных методах, при помощи которых можно точечно прорабатывать те или иные проблемы, наилучший способ - всё равно массированная проработка всего подряд. В результате которой через какое-то время ты почувствуешь себя значительно лучше и легче в целом. Во всех сферах жизни.

То есть, ровно то же, как и в Випассане.

Просто озвучивание какой-то проблемы, даже несмотря на то, что в дальнейшем она почти наверняка окажется не самой важной, помогает человеку как бы "взглянуть врагу в лицо". Пусть и надуманному. И начать действовать.

Випассана такой возможности не предоставляет.

Зато работа по ней планомернее и экологичнее. И как-то чистоплотнее что ли. Ум не мечется в поисках надуманных проблем, которые еще надо проработать. Не отвлекается и не суетится.

Ты просто наблюдаешь ощущения - и всё. И знаешь, что остальное - от лукавого.

Випассана: выводы

Другая особенность Випассаны - полное отсутствие защиты от сопротивления эго.

И вот это уже - серьезный минус.

Гоенка и сам говорит о том, что санкары не хотят уходить, и начинают всячески склонять нас прекратить практиковать Випассану.

Подобное будет происходить при работе по любой методике. Как ты ментальный материал ни называй - санкары, сущности, субличности, аспекты, заряды, полярности или просто "тараканы".

У каждой нашей заморочки есть собственный инстинкт самосохранения. И умирать она не хочет. Не хочет интегрироваться и становиться частью единого целого. Смерти ведь никто не хочет, верно?

Однако во многих современных методиках существует возможность проработать сопротивление при помощи самой же этой методики.

Випассана такого сделать не позволяет. Единственный рецепт, который она может предложить на любой внутренний бунт и самосаботаж - это "вернитесь в зал и продолжайте медитировать". Иными словами - не может предложить ничего.

Именно поэтому приходится строить медитационные центры с тюремно-монастрырским режимом, создавать в них нужные условия, устраивать длительные курсы и прибегать к прочим ухищрениям. Иначе ничего не получится.

Если Випассану кто-то попробует освоить самостоятельно - "сдуется" подавляющее большинство. Не из-за того, что она сложна. Отнюдь. А благодаря этому самому сопротивлению эго. Отсюда, вон, и то сбегают.

Еще мне теперь понятно, что произошло с Квой. Почему она вдруг так ударилась в индуизм, карму и прочее.

Ситуация такая же, как и в других методах.

Человек, со сравнительно более чистым после Випассаны умом, становится восприимчив, как ребенок. И что в эту благодатную почву в этот момент упадет - то в ней и вырастет.

В Юлю упала идея бога. И в этом некритичном состоянии она решила, что идея бога - это хорошо. Отныне это - новый фундамент ее мира.

Здесь очень важно не забывать, ради чего всё затевалось изначально.

Очищение ума делается не для того, чтобы заполнить его "более подходящим" мусором, чем был раньше. Оно проводится ради того, чтобы ум был чист.

Когда Будду спросили, можно ли сформулировать Дхамму максимально кратко, он сказал следующее: "Совершать благие дела, не совершать злых дел и постоянно очищать ум".

Обратите внимание на последнее. Постоянно.

Практика - на то и практика, что ее надо практиковать. Систематически.

Здесь - и вправду не более чем курсы обучения. Нельзя просто "пройти Випассану" и навсегда "просветлиться".

Мы не можем сделать утреннюю зарядку один раз в жизни, и надеяться, что теперь она будет действовать вечно. Не можем раз и навсегда почистить зубы или помыть голову. Это приходится делать регулярно. То же касается и ума.

И нет в нем такой грязи, которую стоило бы оставить. Как бы привлекательно она ни выглядела. И какой бы ценной ни казалась.

Это ведь просто санкары пытаются убедить нас их не выгонять. :)

Комментирование предоставлено форумом "FAQ по реальности"