Субъективная объективность бытия

Отрастить дзен: возможно ли это?

Кстати, раз уж про дзен заговорили.

Услышал недавно фразу: "Надо отрастить себе еще несколько сантиметров дзена".

Фраза, конечно, прикольная.

Но штука в том, что "дзен" - не то, что можно нарастить на себе снаружи. Он, наоборот, достигается через максимальную открытость и снятие всех защитных механизмов. И принятие происходящего, как есть, вместе со всей болью, которую это нам, возможно, доставляет.

А всё, что можно "отрастить" - это не дзен. Это как раз броня психологических защит. То есть то, что максимально уводит от истинного "дзена", а не ведет к нему.

Пустотность не может возникнуть от того, что человек усиленно пытается держать себя в руках, не допуская в сознание внешнего и внутреннего негатива - который, конечно же, всё равно есть в бессознательном. Такой человек похож на переполненный сосуд, уверенный, что просветленность - в том, чтобы не расплескать наружу то, что его переполняет.

Но пустотность может быть достигнута только если, наоборот, открыть все шлюзы, и выплеснуть всего себя. Всё то, что во многих из нас годами копится в виде сдержанных реакций, превратившихся в неврозы. Так, чтобы в итоге внутри ничего не осталось, кроме пустоты.

Вот эта пустота - и есть тот самый желанный "дзен".

Теперь представим себе ситуацию.

Есть два бодхисатвы человека. Обоим наступили на ногу в трамвае.

Кто из них ближе к просветлению?

Тот, который сдержался и, сжав зубы, смиренно промолчал, чтобы не множить негатив?

Или тот, кто наорал на обидчика трехэтажным матом?

Как по-вашему?..


Вы порадуете меня, если поделитесь этой статьей в соцсетях: