Путешествие в осознанность

Випассана в Индии. Как я сидел в добровольной тюрьме

"Хочешь сам себя на десять дней в тюрьму посадить?!" - изумляется мой сосед по дому в Гоа.

Перебрав в уме пафосные банальности вроде: "Тюрьма - она в голове!", решаю, что лучше ответить просто и честно.

"Ну а чего, интересно же, что там за методика".

Сосед смотрит так, словно от гоанской атмосферы у меня окончательно поехала крыша.

"Это именно так", - позже подтверждает и Ква, - "Я, в том числе, потому и пошла. Всегда было интересно в тюрьме посидеть".

Випассана в ИндииВообще випассана - это такая техника медитации. Но в данном случае речь идет про десятидневный курс обучения этой практике в специальном Медитационном Центре в суровых условиях всевозможных ограничений.

Чтобы вам было проще различать, при упоминании курса в целом я буду писать "Випассана" с большой буквы, а говоря о медитативной технике - с маленькой.

Центры Випассаны есть по всему миру.

Но мне почему-то хочется пройти курс прямо в стране ее происхождения. Где эту технику придумал сам Сидхартха Гаутама, более известный как Будда.

И куда вернул ее из Бирмы, в которой она, согласно легенде, сохранилась в изначальной чистоте, автор данной методики обучения С. Н. Гоенка. После чего Випассана и стала распространяться по миру его усилиями.

Тем более, что, по совести, проходить ее где-нибудь в России мне будет явно лень. Это ж ехать куда-то надо специально.

Центр в Ченнае, а не где-либо еще (в Индии их очень много), я выбираю просто потому, что в день завершения собираюсь прямо оттуда лететь в Таиланд. Даже билет уже купил.

Ограничения, согласно кодексу, следующие. На протяжении всего курса следует воздерживаться от:

  • убийства живых существ;
  • воровства;
  • лжи;
  • всех видов сексуальной активности;
  • принятия любых опьяняющих веществ.

Это - пункты так называемой Шилы, моральной составляющей Випассаны. На деле запреты строже.

Вопрос с ложью решен радикально. По целому ряду причин запрещено как-либо общаться с остальными участниками курса вообще. Только с персоналом. Быстро, коротко, тихо и по делу.

Соврать при таком раскладе в принципе крайне сложно. Кроме того, решается проблема обмена впечатлениями, в результате которого студенты неизбежно начнут сравнивать свои успехи с чужими, заставляя ум генерировать всё новый ментальный хлам, вместо того, чтобы от него освобождаться.

Наконец, в молчании просто проще сконцентрироваться. Сплошная польза.

Еще запрещено пользоваться телефонами, компьютерами и что-либо читать. Все это отбирают при оформлении, а отдают только в последний день. Точнее - в предпоследний. Десятый.

Если верить расписанию, всё время с подъема в 4:00 до отбоя в 21:30, кроме завтрака, обеда, полдника и небольших перерывов на отдых, занимают медитации.

***

"Сбегают оттуда больше всего на второй день и на шестой", - говорит Дюс, - "На второй - вообще просто слабаки по жизни, которые не понимали, куда ехали, и после первого же дня "сдулись". Но на шестой день тоже может нехило крышу сорвать".

"Да агрессия, возможно, попрет", - рассеянно отвечаю я, отхлебывая приготовленный им чай, - "У меня много агрессии задавленной".

"Ты смотри, если на шестой день накроет, ходи там глаза в пол, взглядом ни с кем не встречайся, ни на кого не бросайся, разве только в стену кулаком", - Серёга подливает мне еще чаю.

***

"Насколько я тебя знаю, на пятый... ой, на шестой день у тебя может там случиться своего рода срыв. У меня случился", - говорит Ква.

"Серёга говорил. Так а что происходит, если сказать, мол, всё, хочу уйти отсюда?.."

"А они не дадут. Начнут: "Подождите еще день, поговорите с учителем..." Затаскают, короче, по всей этой бюрократии. Если будешь нарушать правила - тебя выгонят. Но если захочешь уехать сам - просто так не отпустят. Такой вот парадокс".

***

"Очень жарко в Ченнае конце марта", - говорит Самир, - "Возьми какую-нибудь другую одежду. Которую не жаль".

Комментирование предоставлено форумом "FAQ по реальности"