Путешествие в осознанность

Випассана в Индии. День четвертый, познавательный

  Жизнь в ИндииВипассана

Прочитанная где-то много лет назад фраза "Не бойтесь уснуть во время медитации" прочно застряла в моей памяти всей своей комический неоднозначностью.

От недосыпа у меня уже случались невольные попытки погрузиться в сон прямо в процессе. Когда сам не замечаешь, как теряешь концентрацию, а голова начинает клониться, и вот ты уже дергаешь ею, вздрагиваешь и просыпаешься.

Периодически я слышу, что и в зале кто-нибудь начинает мерно похрапывать. И храпит порой довольно подолгу.

Я надолго пока не засыпал. Но теперь у меня есть стул! И стоит он прямо около стены. На которую так удобно отклониться.

На медитации после завтрака я вдруг засыпаю всерьез. Настолько, что, видимо, тоже начинаю храпеть. Скорее всего - довольно громко. Потому что помощник учителя подходит и шепотом просит меня выйти с ним на улицу.

"Не облокачивайтесь головой о стену, когда медитируете. Так очень легко заснуть".

"Ок, понял, спасибо", - сонно отвечаю я и иду обратно.

После обеда все стулья в зале переставлены далеко от стены. Похоже, я был последней каплей. :)

Впрочем, заснуть медитации позволяют не всегда. Всё время забываю рассказать, что же в Випассане самое страшное.

Это не ранний подъем. Не невкусная вегетарианская пища. Не неподвижное сидение в зале с утра до ночи. Не многочисленные запреты. И даже не информационная блокада.

Самое кошмарное в Випассане - пение Гоенки.

Ни в коем случае не подумайте, что я хочу сказать что-то плохое о человеке, покинувшим этот мир только в сентябре прошлого года. Тем более, судя по целям данной техники - покинувшем его окончательно, без последующих перерождений. :)

Шри Сатья Нарайян Гоенка - отличный дядька. Он прожил достойную жизнь и сделал большое дело. Наверное даже не одно. Просто с торговлей и промышленностью Бирмы я не очень знаком. Знаю только про Випассану.

У Гоенки была прекрасная развернутая речь. Он отлично вел курсы. И записал, пусть несколько затянутые, но доходчивые и интересные дискурсы и инструкции.

Но была у Гоенки одна слабость. Несмотря на полное отсутствие к тому талантов и навыков, Гоенка очень любил петь.

Вряд ли ему удавалось заставить слушать свое пение друзей и близких. Поэтому озвучка для курса Випассаны стала самой большой его шуткой надо всеми нами. Ибо туда Гоенка и вставил своё пение. Много. Очень много ПенияГоенки.

Теперь я буду всегда писать это инфернальное сочетание в одно большое страшное слово. Как хэш-тег. Потому, что если точно не знать, что Гоенка поёт изречения Будды, то преследует полная уверенность, что он, как минимум, призывает Сатану:

Разумеется, никто не решался попросить столь великого человека заткнуться. Рядом не нашлось никого, кто честно сказал бы старине Сатье Нарайяну: "Чувак! Ты замечательный оратор и тренер. Но петь - это не твое. Совсем. Если так уж хочешь зачем-то положить изречения Будды на музыку - ну найди нормального певца!"

И ПениеГоенки так навсегда и осталось символом Випассаны.

Его слушают в медитационных центрах всего мира. Его ставят в зале в последние полчаса утренней двухчасовой медитации. Да-да, прямо перед завтраком.

Во время завтрака и утреннего перерыва ПениеГоенки звучит по репродуктору на весь медитационный центр. Наконец, с него начинается и им заканчивается каждая групповая медитация.

Все привыкли. И считают ПениеГоенки чем-то, явно способствующим просветлению.

Так оно, друзья мои, и есть. Потому, что человек с хотя бы зачаточным эстетическим вкусом не сможет слушать это без содрогания. Под это невозможно сосредоточиться. Под это невозможно медитировать. С этим нельзя даже просто находиться рядом без желания немедленно выброситься из окна. Видимо именно потому все здания в медитационном центре - одноэтажные.

ПениеГоенки учит смирению похлеще всего остального вместе взятого. ПениеГоенки - настоящее секретное оружие Випассаны!

Кстати. Во второй половине дня нам наконец дают саму випассану. Технику, которая является основой всего курса.

Если вы всегда думали, что медитация - это что-то очень загадочное и сложное - можете наконец выдохнуть и расслабиться.

Випассана состоит в том, чтобы последовательно проходить вниманием всё свое тело на предмет мониторинга ощущений. Раз за разом.

Делать это полагается совершенно не шевелясь.

Нас предупреждают, что ощущения мы сначала можем заметить не везде. Со временем чувствительность повысится.

И что главное тут - не усложнять, выискивая что-то особенное.

Сансет в медитационном центре. Випассана в Индии

Випассана получается у меня сразу. Я замираю и начинаю обходить вниманием все тело маленькими участками.

Больше всего это похоже на инвентаризацию склада. Которых я в прошлой своей логистической жизни провел великое множество.

Просто идешь по себе и фиксируешь содержимое каждой ячейки. Здесь у нас то-то. Тут - вот это и это. Там - вон то.

Ощущения есть практически везде. Впрочем, контакт с телом у меня вообще получше, чем в среднем по больнице. Не раз замечал. Многие даже не всегда понимают, что и где они испытывают.

С каждым проходом с какой-то безразличной иронией отмечаю, как все больше немеют от неподвижности руки. Как уже отсижены ноги. Как потеряли чувствительность пальцы.

При таком наблюдении сразу становится понятно, где именно ты сел неудобно. Неправильно положил руку, поставил ногу, не там оперся спиной.

Это ведь только сначала любая посадка кажется приемлемой. Если долго не менять положения - каждый мелкий дискомфорт постепенно становится огромной неотвратимой данностью.

Еще удивляет то, как, оказывается, неверны мои представления о самых простых вещах. Например о том, как именно я располагаюсь на стуле. Какие места с чем соприкасаются. Где главные точки опоры. Где накапливается напряженность.

В мире всё совсем не так, как представляется нам в обычном невнимательном состоянии.

Едва я успеваю сделать три прохода, как раздается ПениеГоенки. Час закончился. Пожалуй, участки были слишком уж малы. Или шел я с непривычки медленно.

Остается загадкой, как это, будучи во время анапаны не в силах усидеть не шевелясь и пяти минут, теперь я целый час был неподвижен как статуя. Чудеса, да и только. Похоже, дни эти даром не прошли.

Отныне нам полагается три раза в день сидеть по часу полностью без движения. Остальное время можно менять положение чаще, если хочется.

Становится понятно, чем так называемые "групповые медитации" отличаются от просто медитаций. Кроме непременного присутствия учителя, конечно.

Спать я ложусь довольным. Во-первых, мы наконец дошли до самого главного. Во-вторых - у меня получается.

Еще мне интересно, будет ли пресловутый кризис шестого дня. И в чем он всё-таки выразится.

Чтобы просто понаблюдать за ним. :) Как нас и учит Випассана.

Комментирование предоставлено форумом "FAQ по реальности"