Випассана в Индии. День восьмой, суетный

  Жизнь в ИндииВипассана

Колокол. Четыре утра.

После нескольких ударов большого колокола, персонал с маленькими колокольчиками в руках начинает ходить вдоль бараков и звонить. Звонить. Звонить.

Перезвон продолжается минут десять. Чтобы никто не подумал, что ему послышалось. Это происходит при побудке и перед каждой медитацией. Если не выходишь - могут еще и постучать.

Похоже, теперь я долго буду вздрагивать, судорожно сглатывать и испытывать немотивированное желание что-то делать, услышав звон колоколов.

Продираю глаза, выпутываюсь из балдахина и иду в душ.

Колокольчики начинают звонить по новой. Теперь они зовут медитировать.

Ну уж нет, - с выстраданной ироничной невозмутимостью думаю я. Пока зубы не почищу - демон медитации, я не твой. Можешь не надрываться.

Странно. Чем дольше удается поспать ночью - тем труднее становится проснуться утром.

Эго, меж тем, пробует всё более изощренные способы сопротивления. Теперь я не могу медитировать ни на стуле, ни даже сидя на полу, если не скрещу ноги.

Я совершенно не в состоянии сконцентрироваться, и сразу же засыпаю. О чем тут же недвусмысленно информирует дерганье головы в попытке куда-нибудь прислониться. После чего приходится начинать всё сначала.

Только боль дисциплинирует и держит сознание в ясности. Так что медитировать отныне приходится только скрестив ноги.

С утра понятие "свободный поток" наконец появляется в инструкциях для новых студентов. Еще вчера про него говорили только старым. Видимо, свой выход из матрицы я словил на день раньше запланированного.

Стоп. Не сравнивать. Не гордиться. Не думать, что продвигаешься быстрее других. Не надеяться. АнИчча. Аничча. Аничча.

Что касается кризисов и отведенных под них статистикой специальных дней - лично у меня и оценка результатов, и настроение в целом, так и скачут всё оставшееся до финала время. Но я справляюсь.

Всякий раз, как бьёт гонг, мы молча выходим из комнат и смиренно бредём в зал. Как на работу. Многие прихрамывают.

Иногда я вдруг задумываюсь. Что я, мальчик, выросший в Советском Союзе, бывший октябрёнок и пионер, делаю в каком-то медитационном центре, в далекой чужой стране, среди всех этих непонятных людей?.. Которые не только не знают моего языка и ментальности, а, может, даже слабо представляют, где находится моя страна. Чувствуя себя при этом так, словно мы с ними родные, и давно делаем какое-то общее дело. Полный сюр.

Пагода. Випассана в Индии

Только я устраиваюсь в душной ячейке пагоды и сосредотачиваюсь, как в дверь вежливо, но все равно бесцеремонно, стучит помощник учителя:

"С Вами хочет поговорить учитель".

Волокусь с мыслью, что моё-то мнение никого не интересует. Хотя у меня тратить время на разговоры с учителем нет ни малейшего желания. У меня вопросов нет.

Он же опять перескажет своими словами сказанное Гоенкой и спросит, чувствуешь ли ты то, что положено. Затем скажет - "Теперь давайте помедитируем". И замрет вместе с тобой на несколько секунд. После чего удовлетворенно подытожит - "Правильно".

Внутри себя в этот момент можно хоть отплясывать канкан. Он всё равно скажет "Правильно". Честное слово. Я пробовал.

В этот раз наверняка спросит по свободный поток.

"Сегодня в инструкции прозвучало понятие "свободный поток". Так вот, теперь я у всех интересуюсь - Вы чувствовали свободный поток?.."

Ну?.. Что я вам говорил?..

"Да. Было. Вчера утром. Больше пока нет".

"Хорошо. Давайте помедитируем... Правильно. А теперь можете идти в ячейку. :)"

"Ок, спасибо", - иду обратно в пагоду.

Коридоры пагоды, кстати, выглядят вот так. Мистические триллеры отдыхают.

Пагода. Випассана в Индии

Больше всего я теперь боюсь, что не успею взять от Випассаны по максимуму. Когда уже будет заметна хоть какая-то реальная польза? Не в виде всяких чудесных сверхспособностей, а конкретные перемены в моей психике?..

Эх. Как же я устал от этого скачущего за локальными успехами и неудачами настроения. Прямо хоть бросай это всё.

Да нет. Минутная слабость.

И потом, все равно ведь уже не хватит сил убедить их, чтобы выпустили. Весь бунтарский дух растворился в медитациях и дисциплине. В этом отношении тут всё выверено точно.

На вечернем дискурсе объясняют, что под осознанностью Будда имел в виду не совсем то, что принято понимать сейчас. Всегда осознавать, что, почему и зачем ты в данный момент делаешь - это, несомненно, полезно. Но для просветления недостаточно.

Будда же хотел, чтобы мы наблюдали ощущения в теле. К примеру, когда идешь - нужно не просто осознавать, что делаешь шаг. Важно отслеживать ощущения в соприкасающейся с землей стопе, сгибающихся ногах, и прочее.

Абсолютно все наши переживания отражаются на теле в различных тонких и не очень ощущениях. Изменение привычки ума на них реагировать производит перемены в бессознательном на самом глубинном уровне. Мы перестаем порождать новые санкары.

Именно наблюдение ощущений, а не просто осознанный подход к происходящему, позволило Гаутаме просветлиться. В этом и состоит основное его открытие относительно более ранних методик.

А вот буддизм, как религия, имеет к учению Будды весьма отдаленное отношение. Создавать очередную религию он хотел меньше всего. Наоборот, говорил, что учение его внерелигиозно, носит сугубо прикладной характер и может применяться представителями любой конфессии.

Это уже потом люди традиционно ударились в идолопоклонничество. А саму методику как раз утратили.


Вы порадуете меня, если поделитесь этой статьей в соцсетях:

Комментариев: 3 RSS

2 Ivanes$ 21-04-2014 11:53

И Вам спасибо, что читаете с большим удовольствием и интересом. :)

3 Aviabron 14-06-2014 15:08

Интересно пишите! Читаю с удовольствием уже не первый пост и узнаю для себя много нового.