Перед тем, как продолжить, должен признаться в одном не характерном для путешественников свойстве. Вообще-то я не большой поклонник достопримечательностей и экскурсий.
Мне интересно именно ощущение себя в новых условиях и интеграция в них. Нанизывание на спицу восприятия максимального числа промелькнувших перед глазами кадров - не моя специфика. Потому я и живу в незнакомых странах так подолгу, а не приезжаю на неделю активной фотосъемки в стиле "я тут был", чтоб потом вернуться в родной офис и гордо показывать всем, как чудесно "отдохнул".
По-быстрому посмотреть на всякие достопримечательности можно и в интернете. Или по телевизору. Мы живем в информационную эру, в конце концов. Индустриальная эра уже в прошлом. Не так уж сильно это будет отличаться от распространенного у туристов кратковременного личного присутствия на месте.
Не подумайте, что я эту позицию кому-то навязываю. Речь о том, что у каждого своя сфера интересов. И подстраиваться под общепринятую совершенно не обязательно.
У меня даже есть наглядный пример из недавнего прошлого. Как раз по теме.
Когда друг Лёха в сентябре впервые побывал в Камбодже, я спросил его:
"А в Сием Рипе-то ты был?.."
"Нахрена мне этот Ангкор?!.." - последовал закономерный ответ, - "Я был в Египте и не видел пирамид. :)"
Возможно, кому-то это покажется странным и диким. А я вот сразу почувствовал что-то до боли знакомое. Мне такой подход понятен.
Если у человека совершенно другие интересы, для чего ему поддаваться стадному инстинкту и тратить время и силы на осмотр какого-нибудь "чуда света"? Чтобы поставить жирную галочку в блокнотике просмотренных достопримечательностей и прочих жертв, приносимых нами ненасытному эгрегору "я - как все"?
Это не значит, что делать то же, что и все - плохо или неправильно. Лично я бы, например, на пирамиды посмотрел с удовольствием. Но только потому, что они меня интересуют. Заниматься стоит тем, чем хочется вам лично. А совпадает это с массовыми направлениями или нет - пусть судят уже биографы.
Вряд ли кто-то сможет с этим не согласиться. И, надеюсь, вы простите меня за столь банальное, на этот раз, лирическое отступление.
Совсем проигнорировать храмовый комплекс Ангкор мне, конечно, не удалось. Во-первых, мне про него еще в Питере очень интересно рассказывали. А во-вторых, не поедь я туда, все тук-тукеры Сием Рипа, наверное, ополчились бы на меня и больше в город не пускали. :) Но лазать по нему три дня подряд или просыпаться ни свет ни заря, чтобы встретить там рассвет, как это принято у туристов - увольте.
Пока администратор дозванивается до тук-тукера, из ниоткуда собираются тучи и опять начинается ливень. Приехавший водитель укутан в защитную накидку. Тук-тук тоже тщательно обтянут полиэтиленом - чтобы меня, не дай бог, не замочило.
Ради соблюдения азиатских обычаев некоторое время торгуюсь по поводу суммы, потом усаживаюсь в транспортное средство.
"Дружище, а отвези меня сначала к Олд Маркету. Мне надо позавтракать".
"Ой, там вообще проехать невозможно. Может в Ангкоре позавтракаете?.."
"Да там же дорого, наверное... Впрочем, хрен с ним, поехали".
Город и вправду весь в воде. И, если мне в закрытой карете вполне уютно, то насчет комфорта возницы я как-то не очень уверен. Сверху на него льет дождь, а снизу нас изрядно потряхивает на подводных камнях.
Когда мы наконец оказываемся у билетных касс, вылезаю и участливо спрашиваю:
"Ты как, приятель, в порядке?.."
"Fucking road! :( " - сокрушенно отвечает тук-тукер, пытаясь вытряхнуть из-под плаща воду. Учитывая традиционную кхмерскую невозмутимость, становится ясно, что ехать ему ну очень не понравилось. Переводить не буду. А то мне и так как-то раз намекнули, что я слишком много матерюсь в своем повествовании. :)
Билет на один день, действительный в течение трех, стоит двадцать долларов. Билет на три дня, действительный в течение недели - сорок.
Вообще, проехать в Ангкор можно и мимо кассы (гхм, да эта глава просто изобилует употребленными в буквальном смысле аллегорическими словосочетаниями). Для местных он и вовсе бесплатен. Но у иностранцев тикет все равно спрашивают на входе в каждый храм. И, если его не окажется, будут... скажем так, крайне недовольны. Вплоть до немедленного выдворения "зайца" с территории комплекса.
Билеты у них серьезные - аж с фотографией. Чтобы одним случайно не воспользовались несколько человек, наверное.
Снова сажусь в тук-тук, и мы едем в кафе. Там измученный водитель наконец снимает плащ, а я получаю возможность позавтракать. Закончив выжимать футболку, тукер подсаживается ко мне за столик.
"Ангкор Ват вон там", - он показывает направление, - "Но прямо не знаю, как Вы пойдете, такой ливень!.."
"Да он щас кончится", - чёрт, а почему я раньше-то об этом не подумал?.. Мне становится совестно, - "Пива хочешь?"
"Нет, что Вы, я за рулем не пью", - правильный какой, - "Я Вас тут подожду, а потом повезу в следующий храм".
Только я выхожу из кафе, ливень действительно сразу прекращается. По счастью, с такими вещами я еще не разучился управляться. А то что-то расслабился совсем. Не под дождем же, право, по древним храмам гулять.
Скорее всего, вы уже не раз видели снимки Ангкора. Но немножко фотографий я всё-таки выложу. Тем более, что офиса, где я мог бы гордо продемонстрировать их коллегам, у меня нет. :)
Посетителей полно. Представляю, что здесь творится в сезон.
Впереди идет группа пожилых немецких туристок с гидом. Я пытаюсь поскорее обойти их, чтоб не сбивали настрой. Они же, видя мою единоличность, любезно предлагают сфотографировать меня на фоне древнего артефакта. Спасибо вам, добрая группа пожилых немецких туристок. :)
Сильная и необычная энергетика в храме и правда присутствует. Везде чувствуется какая-то древняя мистическая мощь. Вполне позитивной, впрочем, направленности. Наверное, можно даже попросить у нее исполнения каких-нибудь желаний.
Кажется, я так и сделал. И, судя по тому, что я не помню, чего просил, желания уже исполнились. :)
Взобраться на самый верх меня не пускают. По причине того, что я в майке. А открытые плечи в священных кхмерских местах, знаете ли, совершенно не по понятиям.
Что ж, сам виноват, лопух. Мелькнула ведь мысль, что надо одеть футболку. Но я решил, что в ней будет жарко.
Разобидевшись, покидаю храм. Тукер уже ждет у выхода.
На входе в следующий храм меня встречает маленький мальчик. Он ставит за меня три свечки неизвестному божеству. Опять на долгую счастливую жизнь. Как на Дне Рождения. Кажется, у них это прям традиция.
"Теперь Вы должны положить сюда доллар", - говорит он, закончив ритуал.
"Э... А могу я положить пятьсот риэлей?.." - нахально пытаюсь "откосить" я. Увы, с божествами такие финты не прокатывают.
"Нет, Вы должны положить один доллар", - непреклонно повторяет мальчик. Вот уж это - точно традиция. Воистину, страна одного доллара. :)
Кладу доллар, а мальчик повязывает мне на руку красную ниточку и еще раз повторяет: "Долгой счастливой жизни". Теперь моя жизнь уже просто обязана быть долгой и счастливой. :)
Вообще, выглядит это всё, конечно, внушительно.
Когда мы едем в Та Пром, нас стремительно обгоняет байк с пассажиром, но так же быстро разворачивается и приезжает обратно.
"Там вода, невозможно проехать", - н-да, значит тук-туку не проехать тем более.
"Тогда поехали в Ангкор Том. Как раз успею быстренько пробежаться до заката. :) " - вообще-то храм огромен, и по нему можно гулять весь день. Но я что-то уже подустал от этой экскурсии.
В Ангкор Томе натыкаюсь на кхмерского юношу, который начинает мне что-то рассказывать о храме. Пользуясь случаем, прошу его запечатлеть меня на каком-нибудь фоне. Он долго мучается с моим телефоном, но никак не может нажать на кнопку достаточно сильно. К нему подходит еще один, и общими усилиями они таки справляются.
Затем настойчиво ведут меня к бассейнам. Хотя здесь явно есть что-нибудь поинтереснее вырытых в земле резервуаров с водой.
"Большой - для женщин, маленький - для мужчин. Понимаете, почему?.."
"Неа", - честно признаюсь я, пытаясь в уме прикинуть габариты тогдашних женщин.
"Ну, жён-то много было", - ах, вот оно что.
Второй юноша просит у меня денег на что-то там, и даже пытается записать мое имя в специальную тетрадку для пожертвований. Тут я осознаю, что таких мне здесь встретится еще множество.
"Могу дать полторы тысячи риэлей", - я достаю кошелек.
"Но это же очень мало!.." - вот они тут избалованы туристами, а.
"Больше всё равно не дам. С меня и так уже доллар за божество стрясли. Не хочешь - не записывай. :) " - отдаю деньги и быстро иду дальше. Решительно, здесь совершенно невозможно остаться одному.
Когда начинает смеркаться, выхожу к моему тук-тукеру.
"Поехали. Только завези меня по пути хотя бы в магазин, раз к кафе в городе нигде не проехать".
Дорога в тот магазин, куда я хотел, тоже напрочь затоплена. Он привозит меня в другой. Закупаю всяких продуктов, поскольку выплыть из дома мне сегодня уже явно не светит, а есть хочется нечеловечески.
По пути домой прошу его остановиться на соседнем перекрестке. Когда улицы еще были сухими, я сдал тут одежду в прачечную. А теперь мне до нее не добраться. Тук-туку, правда, туда тоже вплотную не подъехать. Приходится закатывать штаны и идти к прачечной по колено в воде.
Когда до геста остается метров сто, тукер въезжает передним колесом в какую-то невидимую яму под водой.
"Прошу прощения. Мне дальше не проехать. :( Сможете дойти?.." - ну да, от дома-то мы выезжали в противоположную сторону. А с этой - вообще финиш.
"А у меня есть альтернативы?.. :) " - опять закатываю штаны выше колена и, матерясь, вылезаю в воду. Расплачиваюсь, благодарю, беру мешки с продуктами и одеждой и собираюсь идти по Университетской к гестхаусу. Искать сейчас новый отель в Сием Рипе явно поздновато.
"Подождите", - окончательно смутившись, говорит тук-тукер, - "А Вы не могли бы меня отсюда вытянуть?.."
"Твою же ж мать!.." - не выдержав, восклицаю я по-русски, а по-английски говорю, - "Хорошо".
Ставлю мешки обратно в тук-тук и выдергиваю его из ямы вместе с мешками, мотоциклом и сидящим на нём тукером. Снова беру мешки и, с риском затонуть, шлепаю в темноте к гесту. Слава Богу, в номере есть горячий душ.
После осмотра главной достопримечательности программу пребывания в городе можно смело считать выполненной. Всё. К морю.
Через день покупаю в транспортной компании, найденной на форуме баранг.ру, билет на лежачий автобус до Сиануквиля. В Сием Рипе, в общей сложности, я прожил две недели.
В конторе заверяют, что автобус уходит отсюда в семь вечера. И, если я приду в полседьмого, это точно будет в самый раз.
Похоже, с кхмерскими порядками я еще не освоился. Когда я появляюсь на месте в назначенное время, выясняется, что бас давно ушёл в неизвестном направлении. Меня сажают на байк, и мы долго плывем по улицам-рекам ночного Сием Рипа, пока наконец где-то у чёрта на куличиках не находим этот самый автобус.
Салон выглядит более чем экзотично. При словах "лежачий бас" мне, по наивности, представлялось нечто, подобное плацкартному вагону поезда. Но здесь полки расположены вдоль салона в три ряда и два яруса. На входе пассажиров заставляют снимать обувь и бросать ее в кучу прямо возле сидения водителя. Найти в этой куче свои тапки, когда тебе по какой-то причине понадобилось выйти наружу, представляет собой весьма заковыристый квест. Попытки запихнуть их куда-нибудь поглубже тоже ни к чему не приводят - ты не один такой хитрый.
Мне повезло. При покупке билета какая-то интуитивная сила дернула меня за язык попросить место в середине. Поэтому я оказываюсь в центре автобуса на верхнем лежаке. Менее удачливые пассажиры вынуждены всю ночь упираться в холодное мокрое стекло. А те, кто лежит внизу - еще и подвергаться топтанию ногами.
Впрочем, местное население это нисколько не смущает. Были замечены кхмеры, расположившиеся на одной полке по двое и даже с детьми.
Из сервиса пассажирам предлагается маленькая бутылка питьевой воды.
Всю дорогу мне так и не удается уснуть. Поскольку меня почему-то крайне занимает вопрос о том, каким же образом дети думают, когда еще не знают ни одного языка...
Вы порадуете меня, если поделитесь этой статьей в соцсетях: |