Наши способности и задатки, и что с ними случается потом

  Повседневное

Про наши способности, склонности и задатки. И что с ними происходит потом.

Некоторое количество не совсем лицеприятных подробностей из моего детства и юношества.

Иванесс в детстве

Способности (во всяком случае - по словам учителей) у меня были к двум почти противоположным направлениям - к математике и языкам.

Способность к языкам я успешно проэтосамил, когда перешел из немецкой школы в английскую. Сразу почувствовал себя безнадежно отстающим от сверстников и потерял интерес.

Вообще, мотивация в школе у меня была ровно та же, что и сейчас (не зря ведь я веду блог). Я хотел, чтобы все мною восхищались, хвалили и признавали, как я крут. Причем желательно - чтобы давалось оно легко. Минимумом усилий.

Отсутствие этого подкрепления на корню душило мотив даже к самой интересной деятельности. Такой вот нарциссический перекос личности.

С немецким так оно и было. Меня хвалили и ставили в пример. С английским сразу стало ясно, что этого не будет никогда.

Интерес к иностранным языкам у меня на этом закончился. Остался только к русскому. Немецкий я забыл, а по английскому всю жизнь так и оставался троечником.

Способности к математике я просрал уже в институте. Когда вдруг выяснилось, что за мои выдающиеся на фоне окружающих успехи никто больше не будет меня хвалить, гладить по головке, ставить в пример и давать более сложные и интересные задачки.

Более того - выделываться, спорить с преподавателями и прямо на занятиях демонстрировать свою интеллектуальность и бунтарскую неординарность мышления, как я любил это делать в школе, тут совершенно не принято и отнюдь не приветствуется. Напротив, необходимо молча, безо всякой попытки самовыразиться, слушать лекции в числе огромного количества серой безмолвной массы остальных студентов, прилежно усваивать их, а после еще и самостоятельно выполнять унылые типовые курсовые работы. Брр.

И никто не скажет тебе, что ты - лучший. Максимум - поставят чёртову пятерку. Кому она нужна. Интерес к математике был тоже потерян.

Кроме олимпиад по математике в школе меня частенько посылали еще и на физические. Но, честно говоря, физика нравилась мне в первую очередь именно своей красивой, точной и беспристрастной математической частью. Практическое ее применение интересовало меня мало. Я в него как-то и не верил никогда особо. Как, признаться, не очень верю в науки и по сей день.

К другим предметам я, в основном, был равнодушен. История, география, биология - всё это не вызывало ни малейшего интереса. Неструктурированный и нестройный набор фактов, который, к тому же, нельзя прямо сейчас приложить к практике - что может быть скучнее?.. Я не хотел это учить и раздражался от того, что делать это приходилось.

Химию же я просто так и не понял. Как отвечать на уроках и делать задания - уловил. А целостную суть - нет. Так и остался я без понимания химии. Совсем. Только что формулы знаю.

Ах да. Еще у меня была явная склонность к музыке. Но две попытки учиться в музыкальной школе, две - заниматься просто на курсах, и даже одна - уже в совсем взрослом возрасте - петь в хоре - быстро накрылись медным тазом из-за моей лени.

Однако кружков и секций я посещал великое множество. Буквально каждый день после школы и до вечера. Но были они, в основном, технической направленности. И немного - спортивной.

Последнее - больше под давлением родственников. Ибо был я маленький и тощий. И мама очень боялась, что меня побьют. Хотя били у нас в первой школе друг друга вообще все. Вне зависимости от габаритов.

А когда я стал старше, то и вовсе обнаружил,что куда эффективнее давить авторитетом и правильными словами.

Со словами вообще вышло занятно.

В детском саду и начальной школе мама убеждала меня, что бить людей нельзя. И все вопросы надо решать исключительно словами.

Доставалось мне, в результате, конечно, крепко. Тем более, что не в меру нахален я был чуть ни с рождения. В этом я тоже совершенно не изменился.

Иванесс в детстве под попугаем

Когда однажды я пришел из школы с особенно выдающимся количеством синяков и ссадин, мама наконец усомнилась в своем мнении. И, подумав, сообщила, что, видимо, словами можно все-таки решить не все вопросы.

Я воспринял это как руководство к действию и даже успел немножко отыграться на одноклассниках за предыдущие бесцельно прожитые годы. Хотя некоторые попытки отыграться временами прорываются приступами внезапной агрессии до сих пор.

Но самое смешное, что в итоге я действительно научился решать словами почти все вопросы. Что ни говори, а коммуникативные навыки мне это мамино ложное убеждение о непротивлении злу насилием прокачало на ура. :)

Однако за некоторую базовую спортподготовку я все равно благодарен. Тем более, что в институте оная помогла мне попасть в секцию скалолазания.

Но это я отвлекся. А рассказать хотел только о том, какой у меня странный вектор задатков - гуманитарно-технический. Да еще - полностью минуя естественные науки.

Пожалуй, ведение блога как раз и есть такой вот "гуманитарно-технический" вид деятельности. Полезное, получается, занятие. Оба полушария мозга задействованы.

В школе я так и не мог определиться - "технарь" я или "гуманитарий". От класса к классу склоняясь то в одну, то в другую сторону. В том числе и в плане увлечений.

Тогда почему-то было модно проводить такое деление. Впрочем, модно это и сейчас. Несмотря на полную его искусственность.

Физиологи, наверное, как сказали бы, что оба полушария развиты у меня равномерно. Разнообразные тесты тоже показывают нечто подобное.

У меня нет тенденции в большей степени опираться на тактику или стратегию, на логику или интуицию. Я в равной мере способен (или в равной мере неспособен) руководствоваться тем и другим.

Живу я тоже так - понемногу простраивая и тактику, и стратегию. И не ощущая потребности в напарнике, который взял бы на себя одну из сторон. И вообще в каком-нибудь «дополнении» себя.

Зато я не сказать, чтоб ас в каком-то из этих направлений. Скорее, так, справляюсь.

Говоря о задатках и о травмах воспитания, стоит упомянуть еще одну вещь, которую я понял про себя, уже будучи взрослым.

Иванесс в детстве

По натуре я - лидер. Который рос в среде и условиях, где не знали, какие навыки и привычки необходимы лидеру.

В советские времена в семьях технической интеллигенции растить лидеров вообще было не принято. Ценилось совсем другое. Поэтому традиционно пытались воспитать хорошего исполнителя.

Исполнитель, разумеется, получился не очень покладистый. А навыки лидера пришлось потом добирать в зрелом возрасте. И процесс этот до сих пор еще далеко не завершен.

Оказалось, что это как раз всё то, чего я, воспитанный в качестве исполнителя, в себе очень стеснялся. Потому, что по подходу и свойствам характера лидер и исполнитель чуть ли ни противоположны.

А у вас какие способности и задатки были в детстве? И что с ними стало дальше? Удалось реализовать?


Вы порадуете меня, если поделитесь этой статьей в соцсетях:
Комментирование предоставлено форумом "FAQ по реальности"
Комментировать через ВКонтакт: