Сонгкран - тайский Новый Год: пятиминутка ненависти. Путёвая заметка №10

Каким бы прекрасно-позитивным я вам, друзья мои, порой ни казался - у меня тоже есть свои слабости, гадости, мерзости и прочие пакости. Причем иногда - в самых неожиданных для рядового обывателя местах и моментах.

Этот пост начнется именно с такой внезапной пятиминутки ненависти.

Так вот. На данном этапе своей жизни я терпеть не могу Новый Год. В детстве и юности меня еще как-то примиряло с ним ожидание некоего чуда, которое сулит сама атмосфера праздника. Чуда, которое тебе принесут откуда-то извне, на любимом Остапом Бендером блюдечке с голубой каёмкой, без малейшего твоего участия. Я даже до упора верил в Деда Мороза, несмотря на все мамины разуверения. Собственно, это сохранилось и до сих пор.

Вообразите себе комичность ситуации - родитель всеми силами пытается убедить выросшего, по его мнению, ребенка, что никакого Деда Мороза не существует, и это он, родитель, сам ввел его когда-то в заблуждение. А ребенок решительно объясняет, что, мол, это родитель как раз сейчас заблуждается, а тогда, пусть не намеренно, был прав.

Раз уж на то пошло, я и вам сейчас дам в руки ключ к спасению Дедушки.

Ну-ка скажите, что предшествует появлению чего-либо в материальном мире? Совершенно верно - идея. Чтобы построить дом - кому-то сначала должно прийти в голову это осуществить. И наоборот - мы не можем сказать, существует дом или нет, пока не осознаем его существование на уровне идеи. Мы должны понять, что что-то видим, и идентифицировать это как дом. Вот он возник у нас в сознании - и мы считаем, что видим дом. Итого - бытие и сознание неразрывно связаны. И далеко не всегда понятно, где кончается одно и начинается другое. Кто-нибудь берется твердой рукой провести четкую границу? Да и есть ли она?.. Ведь, как бы вы ее ни провели, даже сама эта граница будет всего лишь идеей.

Так вот. Мы совершенно точно можем сказать, что Дед Мороз существует на уровне идей - большинство из нас о нем знает. А если так, и если нет четкого разделения между материей и идеей - то как наши родители или ребята во дворе смеют утверждать, что Дедушки не существует?..

Уяснили?.. Сами, без моей помощи, оживить Чиполлино сможете?.. Так-то. :)

В общем, ритуал вполне работал. Чудеса действительно временами случались. А потом я вдруг понял, что умею творить чудеса и сам. В любой день. Когда захочу. И Новый Год утратил для меня последний свой привлекательный аспект.

А все остальные его аспекты оказались при ближайшем рассмотрении столь непривлекательны, что праздник был полностью дискредитирован. :)

Новогодние праздники олицетворяют собой разом всё, что мне ненавистно: массовую безличную эгрегориальную радость толпы без индивидуальных к тому поводов, санкционированное "свыше" безделье, разгульное тупое затяжное пьянство всем народом, всеобщую суету и сутолоку, километровые очереди в забитых людьми магазинах, закрытые учреждения - все изъяны русского менталитета одновременно.

Люди, которые "из-под палки", мотивируемые лишь деньгами, волынят на нелюбимой работе, а значит - приносят минимум пользы обществу, получают официально санкционированную государством возможность две недели пинать балду, с непривычки не зная, куда, кроме бутылки, себя пристроить от такого счастья. Тогда как предприниматели и бизнесмены - те, кто реализует на практике собственные идеи, радеют за них и действительно двигают прогресс и экономику государства, наоборот - на две недели лишаются не только своих сотрудников, но даже самой возможности работать. Ибо не работают партнеры, не работают необходимые инстанции, не работает ничего - все жрут водку и пьют оливье. И наоборот. Кто как.

В общем, не праздник, а прямо манифест за отсутствие личности, индивидуальности, свободы и осознанности, и превращения всех вокруг в безвольное пьяное жвачное стадо. Хоть переименовывай его из Нового Года во Вселенское Зло. :)

Поэтому в последний Новый Год я наконец реализовал свою многолетнюю мечту и, проигнорировав целый ряд приглашений в разные места, поехал домой и лег спать без пятнадцати полночь без малейших угрызений совести. И, несмотря на то, что всю ночь за окном безостановочно стреляли петарды и фейерверки, утром 1 января наступившего года чувствовал себя, полагаю, существенно лучше, чем население в среднем по стране.

А через месяц я уехал в Таиланд. Не осознавая, что здесь Новый Год меня еще только ждет. Называется он Сонгкран, празднуется в середине апреля, а обычаями сопровождается не менее варварскими, чем у нас. И мы к нему еще вернёмся.

А пока к событиям.

Еще до незабвенной ситуации с ночным непреднамеренным купанием в реке, я на каких-то русских посиделках знакомлюсь с еще одним соотечественником и даже земляком. Антон уже довольно долго путешествует по ЮВА, и выглядит соответственно. То есть, как бывалый путешественник - загорелый и потрепанный всеми ветрами.

Феномен его, однако, состоит в том, что он сознательно отказывается взять от Азии самое, на мой взгляд, ценное, что она может дать западному человеку - умение жить сегодняшним днем и доверять происходящему. Имея огромный опыт коммуникаций с населением, Антон умудряется при этом оставаться западным до мозга костей. Он всё время что-то просчитывает, планирует, страхуется и прогнозирует негативные исходы ситуаций.

В отличие от большинства русских здесь, он ведёт крайне здоровый образ жизни, а недостаток адреналина добирает, катаясь на байке по весьма, зачастую, рискованным горным дорожкам. Адреналина там можно, при желании, получить немало, что есть - то есть.

Антон предлагает мне снимать вместе дом с двумя спальнями - значительно дальше от моря, зато с кухней и существенной экономией. В поселке, где живет еще несколько русских.

Всерьез задумываюсь.

С одной стороны - понятно, что я подхожу ему, как человек свободный, лонгстеер и, при этом, тоже, видимо, ведущий более здоровый образ жизни, чем в среднем русские по Таиланду. А для меня смена места жительства - какое-то разнообразие, опять же.

С другой - ясно, что ему нужен товарищ, а не просто сосед. Вместе гонять на байках по горам, устраивать заплывы в море, ходить в тренажерный зал, знакомиться с девушками. Компания, которая будет поддерживать его привычки и жизненный уклад. Чего крайне самодостаточный и своевольный я ну никак не смогу предоставить. У меня-то ведь тоже свои привычки и уклад имеются. Которые я на коллектив вряд ли променяю.

И потом, тайцы - они все-таки позитивные. И далеко не только внешне - всё буддийское мировосприятие к этому располагает. Когда много общаешься с местным населением - настроение становится стабильно хорошим и мир кажется совершенно гармоничным. Не говоря уж о том, что из-за языкового барьера мне не так отчетливо видны все их заморочки и "тараканы", что для моей "профдеформации" - немалая редкость и удовольствие.

А русские... это, в общем, русские и есть. При всей искренней любви к своему народу - после длительного плотного общения со многими из них начинает казаться, что мир полон "чернухи" и непреодолимых трудностей, а любая ситуация только и ждет, чтоб подсунуть тебе очередную "подлянку". И это не потому, что они плохие - ничуть. Просто они привыкли мыслить в таком ракурсе. И сами себя в этой привычке заперли.

А жить в одном доме с русским человеком, в поселке, где полно русских - это как поселиться в русской коммуналке прямо посреди чудесного тайского острова.

Кроме того, в моём ресорте все так обо мне заботятся. Совершенно не хочется нарушать договоренности с такими прекрасными людьми, пытаясь забрать предоплаченные деньги.

Долго думаю, и, в итоге, с извинениями отказываюсь.

Однако компания Антону, понятное дело, все равно нужна. Как я уже отметил, даже его паттерн знакомства с девушками подразумевает ее наличие.

"Привет", - телефон, - "есть две русские девчонки, приехали работать гидами. Только они живут далеко, на Чавенге, около Биг Си. Поедем?"

"А поехали, ага", - русские девчонки - это хорошо. Наверное. Посмотрим - "А что мы будем с ними делать?.."

"Да покатаем на байках по горам, например".

Мы едем на Чавенг. Когда одна из девушек садится сзади меня, сразу чувствую непривычное перераспределение веса и снижение контроля над транспортным средством.

"Только я с пассажиром-то еще не ездил никогда", - на всякий случай информирую ее.

"А-а-а!!! Что ж ты не сказал!.. Давайте тогда никуда ни поедем!.. Тем более - по горам!.. Знаешь, какие там дороги?!.. Что?!.. Туда ты тоже еще не ездил?!!.." - н-да, наверное, зря напугал девочку.

"Да не волнуйся, ничего не случится, такого нет в программе", - поясняю я, и, поняв, что это звучит не слишком успокаивающе, раскрываю мысль - "Я-то ведь тоже не хочу ни упасть, ни куда-то врезаться, понимаешь?.. Не только ты", - последнее помогает, - "И потом, откуда у меня возьмется опыт езды по горам, да еще - с пассажиром, если не пробовать?.. Вот ты и будешь моим опытом. Следующий раз я уже смогу сказать, что успешный опыт есть. :))" - а вот от иронии я зря не удержался, девица снова начинает заметно дергаться, но слезать уже поздно.

Какое-то время мы катаемся по таким местам, что даже я сам начинаю немного напрягаться. Хотя, в целом, время проводим и впрямь неплохо. Но это Антону спасибо - маршрут-то его.

Когда мы спускаемся, девушки заявляют, что перенервничали, и непременно обязаны вечером как следует напиться.

"Сейчас мы пойдем домой прихорашиваться, а ближе к ночи двинем в клуб, присоединяйтесь".

"Ладно, мы тогда поедем на Ламаи, а потом, возможно, вернемся".

Но в клуб мне не хочется.

Во-первых, скучно. Да и девицы немного странные. Очевидно, что Антон только что дал им одно из самых ярких впечатлений за их пребывание на Самуи, а они так бояться за стабильность своей психической конструкции, что предпочитают немедля стереть ощущение алкоголем.

Во-вторых, мне больше понравилась девушка, которую катал Антон. При этом видно, что и она мне симпатизирует, поэтому спьяну может получиться черт знает что. Решаю для разнообразия не быть сволочью. В конце концов, не за тем он меня звал, даже если ему оно и не слишком значимо.

"Извини, Антох, я, наверное, не поеду. Тем более, мне завтра опять на перевязку. Езжай один, чего ты - весь выбор за тобой. :)" - говорю я, когда мы уже сидим в гостиной у Андрюхи.

"Не, одному как-то... не так. Ладно тогда", - все-таки, странный у него подход к знакомству. Я бы поехал. По мне, так одному даже проще. Любой паттерн можно изобразить, прямо по ситуации, ни на кого не оглядываясь. Ну да Бог с ним.

Я еду домой спать, еще не подозревая, что назавтра меня ждет Сонгкран.

Я слышал о нем, но точной даты начала не знаю. Поэтому 13 апреля, как ни в чем ни бывало, выезжаю на перевязку в госпиталь, распихав по карманом паспорт и прочие необходимые бумаги. Возвращаюсь я через пять минут, сделав круг через майнроад, и подъехав к дому с другой стороны. Я мокрый насквозь с ног до головы, включая злополучный и так пострадавший от воды паспорт, и весь измазан какой-то белой гадостью.

Боже милосердный, что это?! Обычно таких сдержанных и деликатных тайцев словно массовое помешательство обуяло.

Нет, я слышал, что должны поливать водой. Мол, так помогают очиститься от произошедшего в прошлом году и желают счастья. Но никак не думал, что это означает, что человеку, едущему 70 км/ч на мотобайке, будут выплескивать прямо в грудь или в глаза с размаху целое ведро. И так - на каждом шагу!.. Мало того, что на такой скорости это просто-таки больно, так еще и риск потерять управление совершенно неиллюзорный.

Но празднующих, похоже, ни собственная жизнь, ни, тем более, жизнь проезжего мотобайкера, не беспокоит. Главное - чтоб все умерли очистившимися и счастливыми. От маленькой тайской девочки со взглядом пулеметчицы, которая неумолимо приближалась ко мне, держа в руке некий аналог белой глины - признак пожелания особенного счастья, я, взрослый фаранговский дядька, по-настоящему пытался развернуться и убежать вместе с байком, жалобно крича "Нет!.." Это не спасло. Она догнала меня и многократно пожелала счастья по самые помидоры.

Переодеваюсь в одни плавки, а все имущество запираю внутрь байка. Ногу упаковываю в полиэтиленовый пакет и обматываю сверху пластырем. И опять еду. В больницу я приезжаю снова весь мокрый и даже малость замерзший. Обычно там пусто, а сегодня госпиталь изобилует свежими пациентами. Не иначе - жертвы дорожно-транспортного Сонгкрана.

Пакет на ноге полон воды. Показываю ногу персоналу.

"Вы же сами говорили, что рану нельзя мочить? Видите, какой разврат происходит?"

"Ну да, у нас Сонгкран. :)" - немного стыдливо подтверждают они, - "ничего, мы сейчас ее хорошо упакуем".

Они заматывают ногу большим мешком и перематывают скотчем в несколько рядов. Если вы думаете, что это сильно помогает, когда тебя через каждые несколько метров многократно окатывают водой из ведер и шлангов - ничуть ни бывало. Вдобавок, теперь по дорогам ездят специальные грузовички, с которых на тебя тоже неожиданно могут выплеснуть ушатик-другой. Когда я приезжаю к дому - нога опять вся мокрая. Нет, определенно, этот праздник - нецивилизованность и дикаризм.

На следующий день, когда я снова собираюсь ехать на перевязку, то чувствую, как в сознании уже начинает расправлять свои щупальца зарождающаяся фобия. Ехать не хочется, а любые мысли о празднующих вызывают совершенно неадекватные происходящему вспышки гнева, чреватые серьезной агрессией по отношению к ни в чем не повинному местному населению и привлеченным фарангам. Которые, кстати, бесчинствуют еще больше, чем тайцы. Что, в общем, нисколько не удивляет.

Долго настраиваю себя на позитивно-смиренное отношение к странным ритуалам, и у меня получается. К тому же, теперь у меня больше опыта. Я начинаю издалека выявлять места полива проезжающих, и довольно умело избегать экзекуции. Если поливают из ведра - надо пропустить вперед другой мотобайк. Его обольют, а пока ведро снова набирают - ты успеешь проехать. Если поливают из шланга - нужно перестроиться во второй ряд, укрывшись за тем, кто едет в первом. Если тебя ждут - надо поймать момент, когда поливающий отвлечется. Это немного похоже на странную видеоигру.

Когда же избежать пожеланий счастья все-таки не удается - у меня получается испытывать к облившим даже некое подобие благодарности (кроме тех случаев, когда воду выплескивают спереди на большой скорости, конечно) - ведь они же и впрямь творят этот дурдом с добрыми намерениями.

И всё же, очень кстати, что, возвращаясь, я встречаю миссис Порнтип. Потому, что ее можно попросить отвезти меня завтра на машине. Впрочем, просить даже не приходится - достаточно просто описать ситуацию.

"Друг мой! Как Вы сегодня?.." - кричит она мне, когда я въезжаю в резиденцию, отходя от бригады строителей, которые строят в нашем, а точнее - в ее ресорте еще один дом на несколько комнат.

"Да вот видите, ногу вроде как нельзя мочить, а у вас тут каждые пять метров эти придур... празднующие с ведрами. :)"

"Ясно. :) Давайте я Вас завтра отвезу".

"Давайте, спасибо большое". Уфф.

А это наш чудесный ламайский бич-роад, как он есть. Еще до Сонгкрана. Специально для тех, кто не очень представляет, насколько мультипликационно выглядит в Таиланде окружающая реальность. В следующей главе и так будет много фотографий, потому вешаю тут:

Бич-роад пляжа Ламаи


Вы порадуете меня, если поделитесь этой статьей в соцсетях:

Комментариев: 9 RSS

2 Ivanes$ 30-05-2011 23:50

Musenesss, и не говори. :)) Я бы сам себе завидовал, если б у меня была такая фича. :)))

3 Museness 30-05-2011 23:54

Читая всю твою писанину я заряжаюсь огромным позитивом, так как у меня сейчас в жизни идёт период, когда ничего не происходит. я как бы перевариваю весь приобретённый опыт и жду. а у тебя там такая жара, Паш, что возрождается вера в безбашенность жизни!

4 Ivanes$ 31-05-2011 00:13

Musenesss, ну, иногда то, что ничего не происходит -

тоже бывает неплохо. :)

Равным образом, "безбашенность" можно устроить себе в любой момент - она за каждым углом - достаточно самому повести себя в должной мере безбашенно - и она примет тебя за своего и затянет. :)))

5 jamaica1953 31-05-2011 12:57

Интересные абзацы в самом начале. Где про бытие и сознание. Я уже давно поняла, что тот примитивный материализм, которому нас учили на лекциях по философии, не соответствует действительности.

А что, собственно, изучает наука? Как устроен мир. Законы бытия - будь то физика, химия или биология. Законы не являются материей, они определяют ее движение во времени, но сами нематериальны. И они объективны - есть человечество с его сознанием или его нет, материя от этого живет по-прежнему. Можно называть совокупность законов бытия Богом. Сначала было Слово... Это по-русски почему-то "слово". А по-гречески, с которого его перевели, это Логос. А Логос - это не только и не столько слово, сколько идея и знание. Сначала - идея, потом - материя. Сначала проект, потом дом. Это в нашем маленьком мире. А в Космосе?

Смущает это "сначала". Меня, по крайней мере... Если же не заморачиваться божественным, то время, бесконечное в обе стороны, никакого начала не предполагает. В мире существует материя и нематериальные и объективные законы ее бытия. И тут приходим мы, люди, со своим сознанием, и начинаем влиять. Изучать прошлое, планировать и по мере знаний осуществлять будущее. Сказку делать былью. Так пусть эта сказка будет доброй и красивой, черт побери!!! С Новым годом!

6 Ivanes$ 02-06-2011 19:29

jamaica1953, внушает. :) С Новым Годом. :))

Как по мне, так понятия "причина" и "следствие" действительно сплошь и рядом тождественны. :)

7 suliel 04-06-2011 17:12

Даже не верится, что ты сказал слово "эгрегор" :-))

Как ни странно, но у меня очень похожее восприятие праздников вообще и НГ - в частности. Но антураж новогодний люблю - ёлка, мишура, игрушки, огонечки, ощущение приближающегося волшебства, совершенно особенный снег, тихо падающий крупными хлопьями и сказочно сверкающие сугробы :-)

8 Ivanes$ 04-06-2011 17:18

suliel

Даже не верится, что ты сказал слово “эгрегор” :-))

Почему? Я пользуюсь этим термином достаточно часто.

9 Сергей Кушнир 13-04-2013 10:51

Ненавижу этот дурацкий праздник. Только что из-за ведра в лицо въехал в машину и кошелек мой облегчился на добру сумму наличных.