Субъективная объективность бытия

Экзистенциальный страх Бессмысленности: как это у меня

Экзистенциальный страх Бессмысленности: как это у меня

В юности меня крыло именно страхом Бессмысленности.

Даже, нет, тема смысла собственной жизни вышла на первый план чуть ли ни в отрочестве. К 18 годам она достигла пика.

В те времена я читал Гессе, а в моем сознании постоянно присутствовала мысль о недемонстративном суициде.

Наверное в юности что-то подобное бывает у многих - просто связано оно с разными экзистенциальными векторами. Мною суицидальные мысли воспринимались именно как способ решения вопроса бессмысленности жизни. В духе: зачем жить, если нет смысла.

Однако и верить в бессмысленность я был явно не готов - наоборот, постоянно искал и искал. А тех, кто о смысле собственного существования не задумывается, с юношеским максимализмом считал, мягко говоря, недалекими.

В поисках прошло еще несколько лет. Довольно много лет, если честно.

А дальше я не знаю, что произошло. Сейчас могу лишь сделать предположение исходя из нынешнего опыта: когда напряжение от неспособности переносить экзистенциальный кризис нарастает настолько, что становится просто невыносимым - что-то схлопывается.

Было это уже под конец третьего десятка.

Я вдруг понял - нет, скорее ощутил на прямом опыте - что совершенно неважно, есть у жизни смысл, или нет. И у моей жизни - в частности.

Позже я много раз пытался сформулировать это в словах - но на ментальном уровне передать это другому человеку, к сожалению, не получается.

По большому счету, оно близко к известному анекдоту про солонку:

Умер человек и спрашивает ангела:
- В чём был смысл моей жизни?
- А помнишь как ты поехал на курорт и пошёл обедать в вагон ресторан?
- Да вроде помню.
- А за соседним столиком сидела женщина и она попросила тебя передать соль?
- И что?
- И ты передал.
- Так а в чём был смысл моей жизни?
- Вот.

Суть в том, что смысл ищет наш ум, наша личность.

Предположим, что у нашей жизни есть смысл. Закономерно, что смысл этот лежит не в плоскости ума, а вне системы, вне внутренних задач, которые кажутся актуальными нашему уму. Смысл любой детали - не внутри детали, а в той функции, которую она выполняет в общем механизме.

Допустим, наша задача в том, чтобы своим существование производить максимальное количество некоей субстстанции. Например - энергоинформационного материала на корм следующему звену пищевой цепочки - эгрегорам.

Если мы узнаем этот смысл - удовлетворимся ли мы этим ответом, и посвятим ли свою жизнь тому, чтобы производить максимум этой субстанции наилучшим образом?..

Скорее всего - нет. Наш ум, нашу личность, такой "смысл жизни" не устроит. Потому, что ум хочет смысл существования себя самого, а не нас в целом. Хочет, чтобы ему от этого смысла стало хорошо.

Но ум, личность, то, что мы привыкли считать собой - это лишь часть нас. Причем живет-то - не она. Она лишь осмысливает происходящее и пытается взять его под контроль. И в этом - ее единственный "смысл".

В общем, для личности мы можем сами придумать себе любой смысл, и делать вид, что занимаемся его реализацией. Это совершенно неважно для жизни в целом, но успокоит ум. А подлинный смысл нашей жизни, даже если он есть, уму все равно не подойдет. Ибо кризис бессмысленности никак не решает.

Не знаю, насколько понятно передал. Облекать инсайты в слова - дело неблагодарное. С высокой вероятностью поймут только те, кто уже и так прожил это в себе. А им вроде как и передавать что-то без надобности. :) В любом случае, экзистенциалка извне вряд ли разруливается, это - сугубо внутренняя забава.

Интересно, что все мои дальнейшие изыскания и путешествия были уже скорее финальным штрихом к этому пониманию, нежели какими-то открытиями. Просто очень уж комфортно мне в архетипах этого вектора (это вектор Независимости).

По сути, концепция "Реальность", появившаяся сильно позже, есть своего рода олицетворение моей проработки страха Бессмысленности. Любые знания о мире как бы перестали быть носителями смыслов и истины, и стали игрой. Стеклышками-призмами в калейдоскопе, способными сложиться в бесконечное многообразие узоров.

Путешествия же для меня в первую очередь оказались про общение, а не про поиск - так что в них я куда больше отрабатывал уже следующий вектор - Принадлежность. Ибо ближе к тридцати обострился кризис страха Одиночества (Изоляции). Но об этом - дальше.

А как со страхом Бессмысленности у вас?..

Комментирование предоставлено форумом "FAQ по реальности"