Экзистенциальный страх Смерти: как это?..

Экзистенциальный страх Смерти: как это?..

Когда здоровье, подорванное попытками на лету ловить разваливающиеся части нестабильного мира, контролировать факторы, заведомо выходящие за рамки возможностей, и прочими играми, сопутствующими отработке экзистенциального страха Свободы, начало давать о себе знать, я вдруг прочувствовал всю бренность плоти.

Само то, что позволяет нам присутствовать и действовать на физическом плане, было не вечным.

Можно искать, как тебе по нраву жить, утрачивать интерес, разочаровываться, и искать вновь. Можно приобретать, терять, и снова достигать. Можно получать психологические травмы и освобождаться от них. Можно ссориться, мириться, расставаться, и заводить новых близких и друзей. Можно совершать ошибки и исправлять их.

Если у тебя есть достаточно времени. Пока ты жив и здоров.

Тело, чёртово физическое тело - вот, что ограничивает срок, во время которого можно пользоваться предоставляемыми жизнью возможностями. Едва закончив расти и развиваться, оно почти сразу начинает изнашиваться, портиться, ограничивая только что появившиеся возможности - пока наконец не отбирает их вовсе.

Техобслуживание с годами требует всё больше времени, средств, душевных сил, приносит всё больше страданий - и всё равно становится всё менее эффективным.

С возрастом в этой гонке "нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее" (ц) Л. Кэролл. И всё равно смерть всегда догонит.

Я свой экзистенциальный страх Смерти пока не проработал. И даже не уверен что всех (надеюсь, долгих) лет жизни мне хватит на то, чтобы это сделать. Но кто знает.

Если получится - я непременно с вами поделюсь. А пока на тему страха Смерти нам остается лишь порассуждать.

Итак, к открытым проявлениям этого страха относятся:

  • Любая забота о здоровье и сохранении целостности физического тела, о его выносливости, повышении его возможностей, и т.п. Страх, что тело износится или повредится. Страх безвозвратной (ключевое слово) утраты возможностей, или их ограничения. Не путать с заботой о привлекательности тела, которая скорее относится к страху Одиночества, вектору Принадлежности (кроме случаев, когда повышение физической привлекательности ставит своей задачей скрыть старение или размножиться - см. следующий пункт).
  • Желание как-то остаться на этой Земле после смерти физического тела: своими делами, творениями, потомством, в памяти людей, и т.д. Страхи, вроде "часики-то тикают" (применительно к любым возможностям, а не только тому, о чем вы подумали), "я не успею что-то сделать/увидеть/ощутить/пережить", "я ничего после себя не оставлю", и т.п.

Важно понимать, что все мои описания касаются состояний, когда экзистенциальный страх хоть и не проработан, но полностью осознанан, и ощущается как актуальная жизненная проблема ("стрелка вверх" в Экзистенциально-Архетипической Типологии).

Случаи, когда страх вытеснен или скомпенсирован, рассматривать смысла нет. Продуктивно обсуждать с человеком экзистенциальный кризис можно только тогда, когда страх всплыл на уровень сознания.

Не полностью же осознанный страх Смерти ("стрелка вниз" в ЭАТ) способен компенсироваться самыми разными способами.

Вытесненные переживания могут, например, проецироваться на любую вещь, которая заканчивает цикл своего существования (жаль выбрасывать старый родной диван - пусть хоть кому-то еще послужит). Или на завершение любого процесса (включая привязанность к событиям прошлого и желание туда вернуться). Но сам ужас бренности и скоротечности нашего здесь присутствия может и не ощущаться.

Сразу оговорюсь, что и установки, вроде: "Я верю в ту или иную религию / видел свет в конце туннеля во время клинической смерти - и поэтому не боюсь", - также являются формой компенсации.

Ведь мы, в любом случае, можем лишь предполагать, что ждет нас за этим порогом. И, даже если религии правы, и наше существование со смертью не заканчивается - это будем уже не мы. Нынешняя жизнь с ее возможностями, и личность, которая эту жизнь ведет, с ее интересами, заботами, переживаниями - с гибелью тела всё равно завершится, и больше ее будет не вернуть. Никогда.

По сути, мы и при жизни не способны вернуть себе даже молодость и силу. Что уж говорить об остальном.

Из всего вышеописанного можно понять, почему в Экзистенциально-Архетипической Теории страху Смерти соответствует вектор Мастерство. В который входят три архетипа с названиями, по брутальности вполне соответствующими рассматриваемой проблематике: Герой, Изгой, Маг.

Как перестать бояться смерти?

Существует версия, что с проработкой экзистенциального страха Смерти жизнь как раз и заканчивается. Однако, скорее всего, это не так.

Чтобы разобраться, давайте поищем примеры тех, у кого страх Смерти проработан. Именно проработан, а не отморозков, у которых он вытеснен.

Первое, что сходу вспоминается - японские самураи. Чтобы была понятна суть, приведу лишь несколько цитат из Хагакурэ (комментариям к Бусидо - кодексу самурая), но, на самом деле, там всё - об этом:

Созерцать неизбежность смерти следует ежедневно.

Каждый день, когда тело и ум пребывают в покое, нужно представлять себе, как тебя пронзают стрелами, убивают выстрелом из ружья, протыкают копьём или разрубают мечом.

Каждый день нужно воображать себе, как ты погибаешь в горящем здании, как тебя уносят огромные волны, поражает молния или заваливает обломками каменных стен во время землетрясения.

Каждый день нужно переживать падение с высокой скалы, смерть в результате болезни или самоубийство после смерти хозяина.

Каждый день без исключения нужно считать себя уже мёртвым.

(ц) Хагакурэ

Мы видим, что самураев изначально воспитывали так, чтобы у них поскорее проработался страх Смерти.

Да, у них оставались непроработанными другие векторы (например, по векторам Принадлежность и Стабильность самурай с высокой вероятностью мог застрять на уровне архетипов Славный Малый и Заботливый (Хранитель), чувствовать себя частью коллектива, и больше никуда не двигаться, слепо служа воле хозяина), но Мастерство жизни (как соответствующий архитепический вектор) у многих из них развивалось до высочайшего уровня.

Успешно обученный самурай - это натуральный Маг, способный, в силу натренированности тела и проработанности страха Смерти, демонстрировать чудеса выживаемости и целеустремленности.

Если вам лень изучать древнеяпонские традиции, то описанное выше - хоть и в несколько каррикатурном виде - очень точно передано в замечательном фильме Джима Джармуша "Пёс-призрак: путь самурая".

Пёс-призрак: путь самурая / pes-prizrak-put-samuraya.png

Еще мне вспомнился Штирлиц. Но не наш киношный клоун, блистательно исполненный Вячеславом Тихоновым - а тот, настоящий, из романов Юлиана Семенова. Поэтому сразу предупрежу, что понять то, о чем я говорю, если книг Вы не читали, а смотрели только фильм, вряд ли возможно.

Штирлиц в книгах - тоже самый настоящий представитель архетипа Маг, пришедший в него по вектору через Героя и Изгоя.

Свою жизнь он рассматривает, как функцию чего-то бОльшего.

Штирлиц готов к тому, что его раскроют, будут пытать, убьют. Да, он боится и ужасно не хочет этого, как каждый психически здоровый человек. Но собственная жизнь не стоит для него во главе угла. Он смотрит на нее более масштабно - как на часть значимой цели. Ни на секунду не выпуская из внимания интересов своей Родины.

Любители трансерфинга сказали бы, что у Максим Максимыча с собственной жизни снята повышенная значимость. Он способен взглянуть на нее как бы со стороны - "извне системы". Именно этот ракурс и позволяет ему демонстрировать высочайшее разведывательное Мастерство, и порой творить настоящие чудеса, выкручиваясь из почти безвыходных ситуаций.

Даже с отрубленной головой самурай способен нанести последний, смертельный удар.

(ц) Хагакурэ

Что особенно удивительно - такой функциональный подход к своей жизни и своему телу в разы повышает эффективность, тем самым как раз давая возможность жить на полную катушку.

Кто боится смерти - тот боится жить?

Обсуждение вопроса с соавтором Экзистенциально-Архетипической Теории (Valchonok) привело к интересным выводам.

Что общего в подходе японских самураев, легендарного советского разведчика, а также главного героя Евангелия (рассматривать которого не буду, чтобы ненароком не задеть чувства верующих)?..

Все они, конечно, ценят собственную жизнь. Но еще больше ценят нечто бОльшее. Какую-то высокую цель. Идею, на воплощение которой готовы эту самую жизнь положить. Нет, не "не раздумывая". А только если это действительно потребуется.

Адепты трансерфинга назовут это "маятником". Уточнив, что "маятники" - это не только то, что уводит нас от себя, а вообще любые наши мотивации. В том числе и те, что ведут нас к самим себе - если "маятник" резонирует с нашей внутренней сущностью.

Любители Дизайна Человека вспомнят про 28-е ворота, отвечающие за страх Смерти, которым, чтобы жить, нужна цель, достойная того, чтобы за нее бороться и, при необходимости, за нее же эту самую жизнь отдать.

Тут может показаться, что при проработке страха Смерти речь вдруг зашла о компенсации страха Бессмысленности. Но это не совсем так.

Да, экзистенциальные страхи тесно переплетены. Однако, если помните, проработка страха Бессмысленности приводит к осознанию того, что, локально право на существование имеет любой смысл. А глобальный смысл если и обнаружится - то для нашего ума, нашей личности, не будет иметь никакого значения.

Здесь же речь про то, что для личности значимо. Более того - существование или отсутствие чего в мире ее принципиально не устраивает. С чем мы готовы бороться на уровне Героя, и от чего вынуждены прятатся, перемежая это вспышками бунта, на уровне Изгоя/Бунтаря, стремясь сохранить самоё себя. Маг же начинает решать эту проблему на уровне человечества.

Я говорю о том, чему мы себя противопоставляем. Часто оно буквально так и ощущается: "ЭТО МЕШАЕТ МНЕ ЖИТЬ".

Штирлицу мешала жить угроза Родине. Самураям - нарушение интересов их хозяина. И эта трансперсональная борьба за выживание вырастила из них нечто бОльшее, чем просто биологические существа, для которых собственная физическая жизнь первостепенна.

В этом векторе всегда есть угроза, которую нужно побеждать. Он - не созидательный, как противоположный вектор Стабильность, а деструктивный - ведь речь идет о жизни и смерти.

Борьба с врагом, борьба с болезнью, борьба со всемирным злом - всё это в любом случае остается борьбой и разрушением. В каждом Энакине Скайуокере есть свой Дарт Вейдер (цикл "Звездные войны" - тоже сплошь про этот вектор, также как и "Матрица", и даже "Граф Монте-Кристо").

Так что не ждите, что придумывание идеи для великой борьбы автоматически проработает вам страх Смерти. Одержимость чем-то подобным вполне способна и напрочь его вытеснить, сделав из вас полного отморозка.

Ниточка из этого клубка торчит с противоположной стороны.

Вывод, к которому привели примеры, говорит вовсе не о том, что надо найти идею, и стать ее фанатиком. А о том, что проработка вектора Мастерство, скорее всего, будет идти в вашей жизни в некоей единой колее.

Именно та проблематика, в рамках которой вы отрабатывали архетипы Герой и Изгой, вероятно станет полем и для отработки вашего Мага.

Если вы побывали в этих архетипах (не иммитационно, а в непосредственном контакте с архетипическими задачами) - вспомните, что это было?.. Что в мире вас давно и категорически не устраивает?..

Как раз на фоне борьбы с этим и нарабатывается ваше Мастерство при движении по соответствующему архетипическому вектору.

Если угодно, можно сказать, что это и есть ваш "крестовый поход" по жизни, и ваш дар миру. То главное, что вы после себя оставите. Точнее, то, что станет им, если в течение жизни вы доберетесь до проработки страха Смерти.

Все мы желаем жить, и поэтому неудивительно, что каждый пытается найти оправдание, чтобы не умирать. ... Если каждое утро и каждый вечер ты будешь готовить себя к смерти, и сможешь жить так, словно твое тело уже умерло, ты станешь подлинным самураем. Тогда вся твоя жизнь будет безупречной, и ты преуспеешь на своем поприще.

(ц) Хагакурэ

У меня этой фундаментальной проблематикой неожиданно оказалась моя вечная борьба с шаблонами мышления и стереотипами. И, кажется, я примерно представляю направление, в котором меня двинет дальше по направлению проработки экзистенциального страха Смерти. Хотя и очень боюсь. Правда.

А вы?..


Вы порадуете меня, если поделитесь этой статьей в соцсетях:
Комментирование предоставлено форумом "FAQ по реальности"